Сенсорная интеграция PECS

Система альтернативной коммуникации PECS

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек pecs

Дети с аутизмом требуют постоянной поддержки взрослых, и родители способны эффективно адаптировать ребенка в социум. Но этого мало. Особым малышам, нужна специализированная помощь. Они не умеют общаться с окружающими, просить о чем-то, делиться впечатлениями и т.п.

Альтернативная система коммуникации pecs предлагает удобный способ коммуникации, доступный аутичному ребенку. Он может подойти к партнеру и доступным способом изложить свою просьбу собеседнику, чтобы получить желаемый результат.

Что представляет собой система карточек pecs

ПЕКС – это Коммуникационная Система Обмена Изображениями, где для общения используют картинки (карточки pecs). Такой вид обучения понятен аутичным детям с речевыми и коммуникационными проблемами. Он эффективен и для пациентов с остальными невербальными болезнями – ЗПР, ДЦП, глухотой и др.

Первую версию программы разработал доктор АВА Э. Бонди совместно с логопедом Л. Фрост еще в конце 80-х. С тех пор она все время совершенствуется и приспосабливается к людям разных возрастов.

Альтернативная система коммуникации pecs (в частности карточки) используется одновременно с общим речевым развитием. Она не только обучает выражению мыслей, но и показывает, как совершить какое-либо действие (войти в другое помещение, подойти к незнакомцу для контакта и т.д.) и начать общение.

         Какие преимущества имеют карточки pecs для  аутистов?

Как правило, такое обучение эффективно и позволяет развивать вербальные возможности детей с проблемами общения.

Главная цель системы – побудить ребенка к совершению активных действий:

  • найти необходимую картинку;
  • привлечь внимание партнера;
  • обменять карточку на нужный предмет.

Индивидуальный подбор картинок для каждого больного создает максимально наглядную коммуникацию, не сводя общение к простейшим просьбам и визуализации объектов. Поскольку аутисты не понимают смысла самого контакта, цель специалиста – сделать этот процесс осознанным.

Важные плюсы системы pecs для аутистов:

  • наглядная коммуникация (прямая передача картинок делает общение предметным и привлекает собеседника);
  • снижение неправильного поведения (чем больше навыков коммуникаций, тем меньше необдуманных поступков);
  • самостоятельное общение (ребенок учится инициировать контакт, выражать мнение или потребность);
  • усвоение устной речи (развитие коммуникабельности повышает возможности словесного общения у аутиста, имеющего «недостаток слов»);
  • высокая эффективность, которую показала альтернативная коммуникация (карточки pecs), была отмечена в докладе Национального центра профразвития (США) об обучении людей с аутентичными симптомами, представленном в 2014 г.

Специалисты, практикующие в данной сфере, признали метод ПЕКС лучшим среди программ развития способностей к общению у аутистов.

   Методика альтернативной системы PECS

В программу входят несколько этапов обучения и способы введения в речь пациентов предметных свойств (цвета, размеры и др.).

  • понятие о способе взаимодействия (ребенок изучает базовое общение);
  • повышение дистанции между собеседниками (развивает самостоятельность ученика);
  • дифференцирование изображений (способность разделять картинки и выбирать необходимые из нескольких);
  • создание понятных предложений с карточками pecs (нужно закончить письменную фразу «я хочу» картинкой с желаемым изображением);
  • ответы карточками на вопрос «чего ты хочешь?»;
  • комментарии для разных ситуаций (ответы на вопросы «что ты видишь?», «то в тарелке?» и т.п.).

Все названные способы базируются на изучении вербального поведения и типов речевых коммуникаций.

               Что изображают карточки pecs?

Обучающие картинки ПЕКС показывают действия или предметы. Это могут быть фото и графические рисунки в цветном и черно-белом исполнении. Под каждой из них есть текстовая надпись.

Обычно обучение проводит дефектолог, АВА-терапист, коррекционный педагог или иной специалист, способный понять навыки ребенка и подобрать курс логотерапии. Процесс проходит в три этапа.

  1. Вначале вводят карточки двух цветов (допустим, красный и зеленый), которые обозначают «да» и «нет». Это нужно для тех, кто не умеет показывать жестами согласие и отрицание.
  2. Затем берутся мотивационные картинки предметов (мороженое, фрукты, конфеты) и изображения действий (качаться на качелях, играть с мячом и др.). Их применяют до тех пор, пока малыш не станет проговаривать предмет, не глядя на рисунок.
  3. В конце используются карточки с событиями дня (есть, гулять, умываться и т.п.).

Необходимые картинки, так называемые «пексы», можно сделать самому или купить готовые наборы для разных стадий обучения.

Где изучают систему ПЭКС?

Метод PECS является отдельной программой АВА (Applied Behavior Analysis) и позволяет корректировать поведение детей с аутентичными расстройствами и РАС. Они успешно приобретают навыки, необходимые для полноценного вхождения в социум.

Желающие освоить основные методики работы прикладного поведенческого анализа и карточки pecs могут пройти сертифицированные курсы 2019 г, которые проводятся онлайн. Там выпускают специалистов с уровнем BCABA, которым выдают сертификаты ассистирующих поведенческих аналитиков.

Занятия удобны тем, что обучение проводится дистанционно без необходимости менять рабочий график.

Родители аутичных малышей также могут прослушать сертифицированный семинар и изучить карточки pecs 2019 г. Все обучающие материалы основаны на последних разработках в сфере АВА-терапии и коррекции аутизма.

Кому подходит обучение PECS?

Методика альтернативной коммуникации с помощью карточек pecs не ограничена по возрасту и может эффективно применяется для детей и взрослых с когнитивными расстройствами. Но некоторые условия все же есть – больной должен быть готов для передачи информации другому человеку.

Сам метод Picture Exchange Communication System (карточки pecs) разработан в основном для «невербальной» категории. Однако он отлично подойдет для обучения пациентов со скудной лексикой и нечленораздельной речью. А также для больных эхолалией, чьи вербальные контакты состоят из повторений чужих слов.


    Текст сообщение (не обязательно)