Игровая логопедия

Игровая логопедия. Что это такое?
Как это выглядит?
Игровая логопедия. Адаптация
Игровая логопедия. Речевое дыхание. 

Игровая логопедия. Что это такое?

Игровая логопедия — это такой подход к формированию и развитию речи, при котором речь рассматривается как сложная система, в которой задействованы все психические процессы и функции организма, включая эмоции, мотивацию, движения, восприятие, тактильные ощущения и пр.

Такой подход позволяет осуществлять запуск речи у неговорящих и маленьких детей, а также развивать речь у детей с особенностями развития (СДВГ, аутизм, ДЦП и др.).

Специалист подходит к проблеме системно, в результате диагностики выявляет, каких предпосылок не хватает для развития речи, и опираясь на эти данные, так строит занятия, чтобы восполнить выявленные пробелы. Путем подбора игр он ищет актуальный для ребенка мотив, который позволит установить контакт и поможет ребенку воспринимать взрослого как значимого сотрудника по игровой деятельности. А далее шаг за шагом осуществляет перевод ощущений, действий, эмоций на вербальный уровень. Таким образом происходит запуск речи и формируется база для ее дальнейшего развития.

Как это выглядит?

Это не похоже на традиционные занятия с логопедом за столом перед зеркалом, хотя к такой форме мы тоже прибегаем на определенном этапе работы. Педагог и ребенок могут сидеть на полу или под столом, рисовать пеной, ритмично стучать по жестяной коробке, петь песни, пересыпать крупы или запускать кораблики в тазике с водой. Все это кажется необычным, порой странным. Но это так необходимо и полезно в работе именно с такими детьми. А уж как интересно!

Игровая логопедия. Адаптация 

Есть дети, которым необходимо больше времени для адаптации к новому кабинету, специалисту и тем предметам, с которыми он работает. В работе логопеда с детьми с особенностями «создание благоприятной окружающей среды» является ключевым звеном в цепочке дальнейших действий. У детей с ОВЗ период адаптации может занять от 1 до 4 занятий (возможно, больше). За это время необходимо найти игры или занятия, которые нравятся ребёнку и которые позволят педагогу включиться во взаимодействие с ребёнком, т.е. войти в круг доверия. Когда ребёнок начинает включаться в игру, созданную специалистом, и начинает проявлять инициативу, направленную на сотрудничество, можно подключать задания, касающиеся работы по вызыванию и постановке звуков, а также развитию речевого дыхания. 

Какими могут быть игры: 

Например, «сенсорные» — это игры, в которых ребёнок либо восполняет потребность в определённых ощущениях своего организма, которых ему недостаёт (при гипочувствительности), либо учится постепенно воспринимать спокойно те ощущения, которые ранее ему были неприятны или воспринимались достаточно болезненно (при гиперчувствительности). 

Например: 
а) тактильные ощущения, когда ребёнок в момент игры между водой и пеной для бритья, выбирает пену для бритья, т.к. данный состав вещества не вызывает у него раздражения, а наоборот, удовольствие и желание поиграть. Пальцы становятся кисточками, а пена — краской. Вот вам и постепенный переход к научению рисовать красками, если до этого момента ребёнок ими не интересовался. 
б) ощущения звука (слух): одним детям нравятся высокие тональности, и они с удовольствием поют и танцуют, другим необходимо время, чтобы к ним привыкнуть. Здесь работа начинается с отсутствия музыки на занятии, затем постепенно включается песенный текст на примере голоса педагога, к которому ребёнок уже привык и воспринимает его позитивно. Затем подбирается та тональность в музыке, которая воспринимается ребёнком положительно, а затем используется та мелодия и та тональность, которая чаще звучит в окружающей среде ребёнка и используется педагогом на занятии. 

Примерами тактильных игрушек, которые используются на занятии по игровой логопедии в центре «Ваш логопед» являются: 

1. Собака Чапа — детям нравятся её лохматые уши, при соприкосновении которых с кожей ребёнка, становится щекотно и весело. Ротик и глазки собаки можно потеребить, а по усам провести пальчиками. 

2. Хороший слон — мягкий и растягивающийся хобот которого позволяет детской руке преодолеть «неизвестность» и узнать, что же там у него спрятано внутри. Внутрь слона можно прятать игрушки разной фактуры, поверхности, формы, ориентируясь на возможности и потребности каждого отдельного ребёнка. 
3. Котенька-коток — он весь мохнатый, дети любят положить на него голову, как на подушку, либо зарыться пальчиками в шерсть и сжимать и разжимать их (подключаем проприоцепцию). 

У каждой игрушки есть своя «входная песня», являющаяся сигналом для начала игры. Песня, в которой есть повторяющийся элемент, позволяет выделить те слова, которые являются ключевыми на занятии. 

Например: 

Вышел котик на улочку, улочку, улочку. 
Купил котик бубен, купил котик бубен. 
Самому ли играть или ВАСЕНЬКЕ отдать? 

— МНЕ! 

В данной ситуации акцент сделан на имя и имитацию диалога, при которой ребёнок учится отвечать не от третьего лица («Васе отдать»), а от первого («Мне отдать!!). 
Акценты можно менять в зависимости от цели занятия.

Чем интереснее игра, тем более ребёнок вовлечён и тем больше возможностей у педагога для включения и выполнения заданий, касающихся речевых особенностей ребёнка. 

Игровая логопедия. Речевое дыхание

Как известно, речевое дыхание — это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения.

Речевое дыхание у дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется: 
‒ малым объемом легких; 
‒ слабой дыхательной мускулатурой; 
‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи; 
‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; 
‒ неумелым распределением дыхания (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять); 
‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; 
‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков. 
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Здесь можно использовать совершенно различные материалы и инструменты. Например:
— деревянные, пластмассовые, металлические дудочки различной длинны и сложности воспроизведения звука;
— различный сыпучий материал (очень часто используется на первых занятиях, т.к. ребёнок может визуально увидеть результат от производимых действий);
— трубочки различного диаметра, длины, толщины, а также поверхности. К ним — шарики также из различных материалов. Здесь можно работать над развитием силы и длительности речевого выдоха. Пример — игра «Футбол».
— игры с водой: «фонтан», «буря в стакане», «бумажные кораблики» и тд…

Чтобы игры по развитию речевого дыхания не надоедали ребёнку, их необходимо периодически менять. В нашем центре есть несколько «волшебных шкатулок» с играми для ваших детей. Вот одна из них. 


    Текст сообщение (не обязательно)